Автор: Юрист сайта Александра Рожкова
Заключительной стадией строительства является получение такого документа, как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Как получить разрешение, и какие документы потребуется оформить предварительно, читайте далее.
Что это за документ, как выглядит и для чего нужен
Разрешение на введение объекта капитального строительства в эксплуатацию после постройки или реконструкции – это юридический документ, которым удостоверяются следующие факторы (статья 55 Градостроительного кодекса):
- соответствие здания проектной документации
- соответствие строения полученному на начальной стадии разрешению
- соблюдение требований безопасности установленных соответствующими нормативными актами
- соответствие градостроительному плану или плану застройки определенной территории
- соответствие строения установленной категории разрешенного использования для земельного участка
Получение разрешения является окончательной стадией строительства перед непосредственным использованием строения.
Форма документа установлена Приложением 2 к Приказу Минстроя №117.
В разрешении должна быть отражена следующая информация:
- кому выдается документ: наименование застройщика, юридический адрес и контактный телефон. Если стройка или реконструкция производились частным лицом, то указываются ФИО и адрес проживания гражданина
- дата выдачи и порядковый номер документа
- полное наименование органа, выдавшего разрешение
- название и адрес расположения недвижимости, в отношении которой выдается разрешение на использование
- кадастровый номер земельного участка, на котором возведено здание
- реквизиты разрешения на строительство, выданного уполномоченными органами
- технические характеристики строения: общая площадь, площадь жилых или нежилых помещений, количество отдельных помещений, количество этажей, наличие технических сооружений, лифтов, коммуникационных сетей и так далее
- соответствие требованиям энергетической эффективности и правильности установки индивидуальных приборов учета
Когда выдаётся (сроки)
Разрешение на ввод строения в пользование выдается при строительстве новых зданий или после проведения капитального ремонта строений любого назначения, если для строительства требуется получение специального разрешения.
Разрешение на строительство и соответственно введение в пользование необходимо, если производится строительство/реконструкция (статья 51 Гражданского кодекса):
- любого объекта на земельном участке, предназначенном для разработки недр
- капитального строения, относящегося к сферам производства или использования атомной энергии или космоса
- сооружений гидротехнического назначения
- капитальных зданий, располагаемых на землях, относящихся к особо охраняемым территориям
Для получения разрешения на ввод строения в использование требуется не более 7 рабочих дней при условии наличия всех документов, перечень которых устанавливается законодательно.
Смотрите также: КС 11 и КС 14 — чем отличаются в строительстве
Кто выдаёт
Застройщик или его представитель могут получить разрешение на ввод в федеральных, региональных или муниципальных органах власти, которыми выдавалось разрешение на строительство.
В исключительных случаях выдачей документов занимаются такие организации, как:
- Росатом
- Роскосмос
Указанные структуры работают в соответствии со следующим нормативными документами:
- Градостроительным кодексом
- Постановлением Правительства РФ N 92 об уполномоченных органах, имеющих право выдавать разрешения
- Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №251, регламентирующим порядок выдачи разрешений
Где хранятся выданные документы и где посмотреть информацию о наличии/отсутствии разрешения на ввод здания?
Все выданные уполномоченными государственными органами документы хранятся в едином реестре, ознакомится с которым можно на официальном сайте Минстроя.
Процедура получения
Чтобы получить разрешение на введение здания в эксплуатацию необходимо подать письменное заявление в соответствующие органы, к которому приложить установленный статьей 55 Градостроительного кодекса перечень документов.
Подать заявление можно:
- лично в выбранной организации
- через многофункциональный центр
- по почте
- через портал Государственных услуг (на данный момент услуга доступна только в нескольких регионах РФ. Более подробную информацию о возможности подачи документов онлайн рекомендуется уточнить на сайте регионального правительства)
Документы
Перед подачей заявления на получения разрешения на ввод требуется подготовить следующий пакет документов:
- свидетельство о регистрации, выписка из ЕГРН или иной документ, которым подтверждается право владения земельным участком, на котором произведено строительство/реконструкция
- градостроительный план
- разрешение на строительство
- технический план сооружения
- акты, подтверждающие соответствие постройки нормам безопасности, регламенту застройки, технической документации и так далее
- заключение о соответствии строения требованиям безопасности (ЗОС)
- схемы расположения здания и всех коммуникаций на земельном участке
- договор страхования (оформляется исключительно в отношении объекта, отнесенного к категории опасных)
- акт о сохранении объекта культурного наследия в надлежащем виде (выдается при проведении капитального ремонта соответствующих строений)
Все документы предоставляются в оригиналах или копиях, заверенных нотариально. В случае подачи онлайн документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью.
Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (образец)
Указанный перечень документов прилагается к письменному заявлению, являющемуся основанием для выдачи разрешения на ввод. Заявителем указываются:
- наименование органа, имеющего право на выдачу документа
- данные заявителя наименование компании или ФИО частного лица, адрес регистрации/проживания, контактный телефон
- название объекта капитального строительства, в отношении которого выдается разрешение
- адрес расположения земельного участка и реквизиты документа, удостоверяющего право собственности
- данные организаций застройщика, заказчика, контрольного органа и так далее
Внесение изменений в разрешение
Порядок внесения изменений в разрешительную документацию аналогичен порядку получения документа, то есть в орган, выдавший разрешение подается заявление с определенным перечнем документов.
Внесений изменений допустимо исключительно в следующих ситуациях:
- в ходе составления документа допущена ошибка/опечатка
- необходимо произвести некоторое уточнение в отношении объекта недвижимости
Причины для отмены
В соответствии с пунктом 6 статьи 55 Градостроительного кодекса можно получить отказ в выдаче разрешения по следующим причинам:
- отсутствует один или несколько документов из утвержденного перечня
- возведенный объект недвижимости не соответствует техническим условиям, нормам безопасности, градостроительному плану или разрешительной документации
- нарушены правила использования земельного участка (несоответствие строения заявленной категории надела)
Читайте также: Разрешение на снос — в каких случаях необходимо
Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен в суде.
Когда не требуется получать
Получение разрешения не требуется, если произведено строительство (капитальный ремонт):
- дома или гаража, расположенного на садовом участке или земле, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, при условии, что строения имеют не более 2-х этажей
- объектов вспомогательного назначения на личных участках
- при реконструкции строений без переделки несущих элементов зданий
Акт ввода в эксплуатацию (образец)
На основании разрешения о вводе строения в эксплуатацию оформляется акт ввода, в котором указываются:
- дата составления, номер приказа – основания, наименование организации-составителя
- порядковый номер акта
- наименование заказчика и коды строительной организации
- наименование объекта недвижимости
- название и данные представителей заказчика и исполнителя строительных работ
- данные акта приемки строения
- стоимость основных фондов, строительных работ, дополнительного оборудования
- решение о вводе