Автор: Юрист сайта Александра Рожкова
Договор купли-продажи земельного участка между физическими лицами заключается после предоставления полного пакета документов.
Сделка по переходу права собственности должна быть зарегистрирована в Росреестре.
Необходимые документы для заключения договора
Договор на покупку земельного надела одним физическим лицом у другого физического лица заключается на основании следующих документов:
- паспортов сторон, необходимых для идентификации личности;
- документов, подтверждающих право собственности продавца на указанный земельный участок. Такими документами могут являться свидетельство о регистрации объекта недвижимости, выдаваемое до 2014 года и выписка из ЕГРН (после вступления новых правил регистрации недвижимости в 2014 году);
- кадастрового паспорта, содержащего идентификационные данные объекта недвижимости (адреса, кадастрового номера, площади, кадастровой стоимости и так далее).
Регистрация сделки в Росреестре проводится после подачи письменного заявления, форма которого установлена Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития №920 и дополнительных документов:
- согласия супруга на приобретение надела, если покупатель состоит в браке;
- доверенности, если оформление сделки проводится доверенным лицом покупателя или продавца;
- паспорта доверенного лица;
- кредитного договора, если покупка производится с привлечением заемных средств;
- сертификата материнского капитала и выписки из Пенсионного Фонда РФ, если для покупки используются средства, выделенные государством;
- разрешения органов опеки, если владельцем или совладельцем земли становится несовершеннолетний гражданин или используется материнский каптал;
- акта приема-передачи земли;
- квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины.
Образец договора
Основанием для проведения перерегистрации собственности на земельный участок является договор купли-продажи, который составляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.
В документе должны быть указаны следующие данные:
- дата и место составления документа;
- реквизиты продавца и покупателя, к которым относятся:
- ФИО.
- Паспортные данные.
- Адрес прописки.
- предмет договора – земельный участок со следующими характеристиками:
- Адрес расположения.
- Площадь и категория земель.
- Кадастровый номер.
- Реквизиты регистрационного документа.
- цена договора – стоимость земельного участка и порядок ее оплаты. При условии перевода денежных средств путем безналичного расчета дополнительно необходимо указать реквизиты банковского счета продавца для зачисления указанной суммы;
- данные предварительного договора (при его наличии);
- права, обязанности и ответственность сторон. Данными разделами можно установить сроки оплаты и передачи земельного участка, пени и штрафы за несоблюдение соглашения и так далее;
- перечень обстоятельств непреодолимой силы, при наступлении которых несоблюдение соглашения не будет наказываться штрафными санкциями;
- порядок разрешения споров между сторонами соглашения;
- количество экземпляров документа. Поскольку договор подлежит регистрации, то требуется произвести подписание 3-х экземпляров (продавцу, покупателю и регистрационному органу).
Подписи на договор можно поставить:
- предварительно перед подачей документов на регистрацию;
- в Росреестре или многофункциональном центре при проведении процедуры перерегистрации;
- в присутствии нотариуса.
Нотариальное удостоверение соглашение не является обязательным, что позволяет получить дополнительные гарантии правомочности сделки сторонами и сократить сроки проведения регистрационных действий.
Можно скачать договор на нашем сайте или составить его самостоятельно при помощи квалифицированных специалистов.
Нюансы составления
Чтобы договор имел юридическую силу и был зарегистрирован Росреестром необходимо строго соблюдать правила составления документа.
Наиболее важными из них являются:
- четкое указание данных продавца и покупателя в соответствии с гражданскими паспортами;
- указание характеристик земли, включая адрес, кадастровый или условный номер, площадь и так далее;
- наличие право собственности на землю у продавца или доверенности;
- отсутствие арестов и иных ограничений на реализацию земельного надела;
- отсутствие в соглашении условий, ограничивающих право пользования землей нового владельца (например, невозможность передачи земли в аренду третьим лицам или возможность обратного выкупа).
Читайте также: Как поменять назначение земельного участка
К соглашению обязательно должны быть приложены все документы.
Акт приема-передачи земли, образец
Юридическим документов, подтверждающим фактическую смену владельца земельного участка является акт приема-передачи.
В документе указываются:
- данные продавца и покупателя (ФИО, реквизиты паспорта, адрес постоянного места проживания);
- адрес нахождения и кадастровый (условный) номер надела;
- реквизиты договора купли-продажи, являющегося основанием для передачи земли;
- факт принятия земли и отсутствия претензий со стороны покупателя.
Во сколько обойдётся оформление
Обязательным документом при госрегистрации договора купли-продажи земли является квитанция об уплате государственно пошлины, размер которой составляет 2 000 рублей (статья 333.33 Налогового Кодекса РФ).
Дополнительно придется оплатить:
- за составление документа, если работа выполняется специалистами (размер платы установлен тарифами компании);
- за нотариальное заверение (при необходимости). Стоимость услуг нотариуса определяется как 0,5% от заявленной стоимости земельного участка, но не может быть менее 300 рублей и более 20 000 рублей.
Советы для покупателей и продавцов
Чтобы избежать проблем при оформлении договора и его государственной регистрации рекомендуется:
- составлять документ при помощи специалистов или в строгом соответствии с заработанным бланком (образом);
- указывать в документе исключительно необходимые данные;
- не допускать ошибок, опечаток и исправлений;
- предварительно проверить паспорта сторон (покупатель у продавца и наоборот) и иные документы, чтобы подтвердить правомочность сделки;
- не подписывать договор, если хотя бы один пункт не понятен или сторона не согласна с его трактовкой.