Автор: Юрист сайта Ольга Константинова
С 01 января 2021 года вступил в силу ФЗ № 407 от 26.11.2020г «Об удаленке». Теперь компании вправе перевести сотрудников на домашний режим труда, издав соответствующий указ. Итак, в чем преимущества нового закона, какие обязанности появились у сотрудников и работодателей?
В связи с чем принят
В связи с угрозой распространения коронавируса все страны мира предпринимают меры, призванные снизить количество инфицированных. Россия также стремится не допустить вспышки заболевания. Чтобы избежать критической ситуации в некоторых регионах был объявлен режим повышенной готовности, который предполагает перевод части сотрудников на удаленный режим работы.
Однако при внедрении данной меры компании столкнулись со сложностями, так как в законодательстве отсутствовал четкий механизм перехода на «домашний» режим.
В связи с этим Государственной Думой был принят ФЗ № 407 от 26.11.2020г «О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ». Нормативный акт регулирует порядок перевода сотрудников на удаленную работу, разъясняет, как правильно это сделать, нужно ли компенсировать затраты на связь, как организовать рабочее место, а также порядок увольнения.
Суть нового федерального закона, основные положения
Согласно ФЗ № 407 от 26.11.2020г. в случае возникновения ситуаций, опасных для здоровья человека, работодатель обязан перевести штат на дистанционный режим работы. Этот термин означает, что работник будет исполнять свои обязанности по Интернету вне места нахождения работодателя.
С 2021 года в ТК РФ закреплено три варианта удаленной работы:
- на постоянной основе. На протяжении всего срока действия трудового соглашения работник трудится дистанционно
- временно. Сотрудник не более шести месяцев в году работает удаленно
- периодически. Здесь работодатель может практиковать как работу в офисе, так и дома без ограничения по сроку
Также работодатель обязан обеспечить удаленщикам рабочее место, либо взять на себя затраты, если они используют свое оборудование.
Читать также: Что такое ненормированный рабочий день
А вот снижать заработную плату закон запрещает, за исключением тех случаев, когда объем обязанностей уменьшился. Если работодатель направляет удаленного сотрудника в командировку, то должен компенсировать ему все затраты.
Как теперь правильно по закону перейти на удалёнку
Согласно разъяснениям, данным Минтрудом, работодатели при переводе персонала на удаленку обязаны:
- издать приказ (распоряжение) о переходе на дистанционную работу с датой начала и окончания срока действия документа
- ознакомить сотрудников любым удобным способом с документом
- издать распоряжение о порядке электронного документооборота, сроках предоставления отчетов о проделанной работе, о внутреннем контроле за исполнением трудовых обязанностей
- урегулировать порядок выдачи техники работникам, заключить договоры о материальной ответственности
- предусмотреть порядок и сроки компенсации затрат, понесенных сотрудниками на связь, а также командировки
Что делать кадровику, как работать сотруднику
Основанием для перевода сотрудника на удаленную работу могут быть два документа: соглашение сторон или внутренне распоряжение руководства компании.
В первом случае отдел кадров заключает с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указаны условия работы, оплаты труда, организации рабочего места и порядок компенсации затрат. Оно составляется на бумаге, либо в электронном виде и визируется неквалифицированной (квалифицированной) ЭЦП.
Второй вариант применяется, если основанием для перевода на дистанционку стало распоряжение властей. В этом случае отдел кадров издает приказ о временном переходе на дистанционную работу (ст. 312.9 ТК РФ) и знакомит с документом работников.
В тексте указываются следующие данные:
- реквизиты постановления органов власти
- список тех, кого переводят на данный режим
- сроки действия документа
- порядок организации трудового процесса (обмен документами и прочее)
- режим труда и отдыха
Переведенные на удаленный режим сотрудники обязаны:
- добросовестно выполнять свои обязанности
- вовремя предоставлять отчеты о проделанной работе
- не нарушать установленный трудовой режим
Что говорится в законе о беременных
Первое, о чем позаботились законодатели – безопасность и здоровье будущих мам. Так, согласно ст. 312.6 ТК РФ при возникновении условий, подвергающих жизнь людей опасности, работодатель обязан в приоритетном порядке переводить беременных женщин на удаленный режим работы.
В случае техногенных катастроф, аварий, пожаров или эпидемий, руководству компании достаточно издать локальный нормативный акт (например, приказ) и ознакомить беременную с документом.
Плюсы и минусы
В условиях пандемии и массового перевода сотрудников на дистанционный режим труда организации, работники и государство столкнулись с серьезными проблемами. С принятием ФЗ № 407 от 26.11.2020г. большая часть противоречий была устранена, однако эксперты считают, что в законе есть как плюсы, так и минусы.
Для государства
По сути, внесенные изменения законодательно закрепили практику, которую работодатели начали применять еще с весны 2020 года.
Плюсов несколько:
- сохранение стабильности на рынке труда, снижение уровня безработицы
- возможность влиять на эпидемиологическую ситуацию
- сохранение социальных гарантий для персонала, переведенного на удаленку
- обеспечение правового механизма взаимодействия между наемным персоналом и работодателем, закрепление прав и обязанностей каждой из сторон
- нормативная база приведена в соответствие с изменившимися условиями, исключены устаревшие понятия
Очевидным минусом для государства является вероятность ухода работодателей в «тень», сокращение работников и невыплаты заработной платы, а также общее снижение производительности труда. Все это отрицательно скажется на собираемости налогов, а также на темпах экономического развития.
Для работодателя
Новая редакция ТК РФ значительно облегчила положение компаний, вынужденных из-за пандемии перевести значительную часть персонала офиса на удаленную работу.
Во-первых, работодатели получили возможность легально переводить сотрудников на «домашний офис», при этом не рискуя столкнуться с возражениями налоговой инспекции при исчислении затрат.
Во-вторых, законодатели упростили порядок оформления удаленной работы, отменив использование обязательной усиленной ЭЦП.
Такое положение ставит компании в уязвимое положение, так как доказать прогулы в условиях «хоум офиса» затруднительно. Кроме того, работодатель обязан взять на себя затраты по организации рабочего места удаленного сотрудника, а также компенсировать расходы на связь и Интернет.
Для работника
Если раньше дистанционные работники находились в уязвимом положении, то изменения, внесенные в ТК РФ, не только устранили противоречия в законодательстве, но и уравняли их в правах со штатным персоналом.
Теперь удаленный сотрудник полностью защищен от дискриминации, ему гарантированы:
- справедливая оплата труда
- соблюдение режима труда и отдыха
- защита от увольнения по надуманным причинам
- упрощенный порядок документооборота (не нужно оформлять усиленную ЭЦП)
- сохранение социального пакета
В условия пандемии многие сотрудники столкнулись с такой проблемой, как дискриминация. При переводе на удаленку работодатель мог снизить зарплату, отказаться компенсировать затраты на связь или Интернет. Принятие ФЗ № 407 от 26.11.2020г. наложило на компании ряд обязанностей и защитило удаленщика от необоснованного увольнения, «черной» зарплаты и работы в режиме 24/7.
Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по Закону об удаленной работе, обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Первая консультация абсолютно бесплатная.