Переход на электронную трудовую книжку

Переход на электронную трудовую книжку

Автор: Ольга Константинова

В 2020 году в России начался переход к электронным трудовым книжкам. Замена бумажного документа на его цифровую версию позволила оптимизировать систему контроля информации о трудовой деятельности и сделать ее доступнее как для работников, таки для работодателей.

Понятие, закон, когда начинает действовать

Электронная трудовая книжка – данные о трудовой деятельности гражданина, которые находятся на хранении в базе ПФР. Сбор сведений начался с 1 января 2020 года.

ВНИМАНИЕ!
Переход начался с вступлением в силу ФЗ № 439 от 16 декабря 2019 года, а к 1 января 2021 года был полностью завершен.

По содержанию цифровая версия практически не отличается от той, что велась на бумаге.

Читайте также: Обязательно ли восстанавливать трудовую книжку при утере.

В ней содержатся следующие данные:

  • ФИО гражданина
  • наименования тех компаний, где он был трудоустроен
  • наименования должностей, на которых он работал, его профессия, название специальности, квалификационная степень
  • сведения о структурном подразделении организации
  • даты трудоустройства, переводов и увольнений (с номерами приказов)
  • сведения о судебном запрете ан занимание должностей
  • основания для увольнений

В электронный документ включены данные о СНИЛС гражданина. При этом, раздел со сведениями о награждениях из формы был исключен.

Как выглядит электронная трудовая книжка, фото

Внешний вид документа соответствует выписке по форме СЗИ-ТД:

Электронная трудовая книжка

Обязателен ли переход

Переход от бумажных трудовых книжек к электронным являлся полностью добровольным. Для того, чтобы принять решение о переходе, работникам отводился срок до 1 января 2021 года.

ВАЖНО!
Однако, те граждане, которые впервые будут устраиваться на официальную работу после этой даты, права выбора будут лишены – для них будут действовать только электронные трудовые.

Заявление на электронную трудовую книжку, образец

Для перехода на электронный вариант книжки необходимо заполнить заявление.

Образец заявления на отказ

Заявление, если работник хочет, чтобы бумажная версия трудовой действовала и далее:

Порядок перехода пошагово

Переход являлся постепенным и включал в себя следующие этапы:

  1. Каждый работодатель до наступления 1 июля 2020 года был обязан уведомить каждого из своих работников о возможности перехода и о том, что теперь все данные о трудовом стаже граждан будут храниться в Пенсионном Фонде РФ.
  2. После того, как все сотрудники были проинформированы о возможности перехода, им должны были быть выданы бланки заявлений на согласие или отказ от ведения бумажного документа.
  3. Далее все работодатели должны были провести проверку правильности ведения имеющихся бумажных трудовых книжек. Это необходимо для дальнейшего корректного ведения отчета по форме СЗД-ТД.
  4. Заключительный этап – проверка и изменение внутренней документации компании и внесение новых положений с учетом обновленных положений ТК РФ.

Как пользоваться

Для того, чтобы воспользоваться электронной версией трудовой, гражданин может сделать запрос:

  • у работодателя, как в бумажном, так и в электронном виде
  • в любом из офисов МФЦ (бумажный вариант)
  • через учетную запись пользователя на портале Госуслуг ) только в электронном виде)
  • обратившись в региональное отделение ПФР (получить можно и бумажную и цифровую версию)

Отказаться от ведения документа старого образца работник может в любое время, даже если ранее им был выбран другой вариант.

ВАЖНО!
Даже после перехода к ведению электронной трудовой книжки выбрасывать бумажный документ нельзя, так как сведения в базе данных ПФР начали скапливаться только с 1 января 2020 года.

Вопросы и ответы

Сроки перехода на электронные трудовые книжки?

До 1 января 2021 года.

Как называется отчет по электронным трудовым книжкам?

«Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)».

Как узнать есть ли электронная трудовая книжка?

Отправив запрос из личного кабинета на портале Госуслуг.

Как работодателю посмотреть электронную трудовую книжку работника?

Запросив сведения у работника в электронном или бумажном виде.

В какой программе ведется электронная трудовая книжка?

Работодатели могут самостоятельно выбрать программу для ведения электронных трудовых книжек в зависимости от возможностей и потребностей организации. Список подходящих бесплатных программ размещен на официальном сайте ПФР.

Как предоставить в банк электронную трудовую книжку?

В зависимости от требований кредитной организации, работник может предоставить копию трудовой или выписку из нее.

Где взять выписку из электронной трудовой книжки?

Заказать любым удобным способом: запросив у работодателя; обратившись в МФЦ или ПФР; заполнив форму на сайте Госуслуг.

Где взять копию электронной трудовой книжки?

Копию документа можно получить, воспользовавшись одним из перечисленных способов: сделав запрос на портале Госуслуг; обратившись в ПФР; написав заявление в МФЦ; запросить у непосредственного работодателя.

Как оформить электронную трудовую книжку самостоятельно безработному?

Нетрудоустроенные граждане не могут самостоятельно оформить электронную трудовую книжку. Сделать это может только работодатель.

Таким образом, к 1 января 2021 года завершился переход на электронные трудовые книжки. Нововведения позволили сделать систему учета трудовой деятельности граждан более доступной, прозрачной, а также освободили работодателей от необходимости приобретать, оформлять и вести бумажные версии этого документа.

 Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация. Первая консультация осуществляется абсолютно бесплатно.  

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *