Закон о регулировании просветительской деятельности в России

Автор: Юрист сайта Ольга Константинова

С 1 июня 2021 года в Российской Федерации вступили в силу поправки, внесённые в закон об образовании. Новый законодательный акт получил название «Закон о просветительской деятельности» и наделил контролирующие органы правом по определению ее порядка и форм.

В чём суть новых поправок, когда приняты и вступают в силу

Поправки, внесённые в законодательство Российской Федерации, призваны оградить население страны, а в первую очередь – школьников и студентов, от материалов, которые носят характер антироссийской пропаганды, которая нередко выдается за одну из форм просветительской деятельности.

С 1 июня государственные органы, которые отвечают за образование, получили право координировать сотрудничество между зарубежными организациями и отечественными научными и образовательными учреждениями.

Подписать договор о сотрудничестве между такими организациями теперь можно только при наличии разрешения контролирующей организации. Все договора, которые были подписаны ранее, должны быть также проверены надзорными организациями и в срок до 1 июня 2022 года наделены соответствующим разрешением, полученным от федеральных органов власти.

ВАЖНО!
Соответствующий закон был 16 марта 2021 года в третьем чтении принят Государственной Думой Российской Федерации и уже с 1 июня вступил в полную юридическую силу.

Что входит в просветительскую деятельность и отличие от образовательной

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, просветительской является деятельность, которая проводится вне рамок принятых образовательных программ.

Ее целью является распространение опыта, знаний, а также формирование навыков, умений и ценностных установок, а также формирование творческого, духовного, нравственного и профессионального развития человека. При этом просветительская деятельность затрагивает отношения, которые регулируются законодательством Российской Федерации.

ВАЖНО!
Образовательная деятельность, в отличие от просветительской, должна иметь собственную программу, которая может быть основной и дополнительной. Отличия основной образовательной программы закреплены в ФЗ « Об образовании в РФ».

Как правило, это определение применяется к программам школьного и высшего образования, по завершению которых предполагается выдача аттестатов и дипломов государственного образца.

Примерами дополнительного образования могут стать: курсы повышения квалификации для работников, краеведческие занятия, рисование у школьников и др.

Кого коснутся новшества

Несмотря на то, что федеральный закон о просветительской деятельности уже вступил в силу, разобраться в том, кого точно коснутся нововведения в законодательстве, не представляется возможным.

Уверенно отличить образовательную деятельность от просветительской далеко не всегда представляется возможным. По закону, в соответствии с поправками, вступившими в силу 1 июня 2021 года, порядок и формы просветительской деятельности, а также надзор за ней, устанавливается Правительством РФ.

Фактически это означает, что механизмы регулирования будут устанавливаться государством на свое усмотрение. Какими они будут, пока говорить рано. Однако, контроль точно будет усилен. Тех, кто занимается просветительской деятельностью, будут чаще проверять как налоговая инспекция и министерство образования, так и другие контролирующие инстанции.

Чего ожидать репетиторам, блогерам, онлайн школам и вообще всему инфобизнесу

Если деятельность организации или гражданина будет признана просветительской – их ждет значительно больший объем бюрократической рутины, нежели раньше. Им придется заполнять больше бумаг, согласовывать проводимые мероприятия и получать разрешительные документы от контролирующих организаций.

Кроме того, осуществление просветительской деятельности частными лицами и организациями возможно только при соблюдении всех требований законодательства Российской Федерации.

ВАЖНО!
Если целью осуществления деятельности является получение выгоды – просветительской она считаться по закону не будет.

Запреты и ограничения просветительской деятельности

Общими требованиями к осуществлению просветительской деятельности являются:

  • возможность ее осуществления только при условии соблюдения всех требований законодательства Российской Федерации
  • запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, национальной, или религиозной розни
  • запрет на использование просветительской деятельности для проведения агитации или пропаганды

Ответственность за нарушение законодательства

Несмотря на то, что закон о просветительской деятельности уже вступил в юридическую силу, пункта о мерах ответственности к нарушителям в нем не предусмотрено.

Максимально подходящими статьями в Уголовном Кодексе РФ являются статьи 171 и 238, но просветительская деятельность исключает их применение в тех случаях, когда нарушителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

ВАЖНО!
Статья 238, в которой говорится о наказании за предоставление некачественных товаров, работ или услуг, также неприменима в этом случае, так как относится к составам реальной опасности.

Наиболее близким нормативно-правовым актом, подходящим к случаю, является ст. 14.4 КоАП РФ — выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг. Однако, и эта статья предполагает наказание только в случае ведения деятельности на коммерческой основе.

Таким образом, сами по себе поправки ничего не предписывают, а только предполагают ввод новых понятий и определений. Регулирование просветительской деятельности будет осуществляться Правительством Российской Федерации.


Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *