Автор: Юрист сайта Ольга Константинова
Характеристика с рабочего места – это официальный документ, в котором работодатель описывает личные и профессиональные качества соответствующего сотрудника.
О том, в каких случаях может пригодиться этот документ, как его правильно составить и что не следует указывать, подробно написано в настоящей статье.
Что обязательно указывается в документе
На законодательном уровне нет официально утвержденного бланка характеристики с места работы. Как правило, она составляется в произвольной форме.
Вместе с тем, документ должен включать в себя следующие обязательные пункты:
- сведения об организации, являющейся работодателем (название, адрес)
- данные сотрудника, на которого пишется характеристика – полное имя, занимаемая им должность
- основная часть, в которой описываются те или иные профессиональные и личностные качества работника
- подпись должностного лица, подготовившего характеристику на сотрудника
Образец и пример написания положительной и отрицательной характеристики
Как правильно оформить, содержание
Как правило, характеристика с рабочего места сотрудника оформляется на листе формата А4. Может быть написана вручную или же набрана на компьютере (в настоящее время чаще встречается последний вариант). При подготовке такого документа работодатель также может использовать свой фирменный бланк с логотипом компании.
При работе над текстом должен быть соблюден главный принцип – объективность. При этом само содержание документа будет отличаться в зависимости от целей его написания.
Можно рассмотреть несколько вариантов:
- Документ подготавливается для органов опеки (в целях усыновления) – в этом случае работодателю необходимо сделать основной акцент на личностных качествах работника. Например, ответственность, готовность всегда прийти на помощь, забота о коллегах, внимательность, умение со всеми находить общий язык и т.д.
- Характеристика пишется на новое место работы – в содержании основной упор должен быть сделан на профессиональные качества работника и достигнутые результаты. К примеру: постоянное повышение квалификации, успешное решение сложных задач, инициативность, своевременное исполнение поручений и т.д.
- Характеристика для получения государственной награды – в содержании этого документа нужно сконцентрировать внимание на следующих аспектах: квалификация, личные качества, профессиональные достижения, эффективность работы и т.д. Такая характеристика должна помочь комиссии оценить вклад претендента на награду и принять правильное решение.
Смотрите также: Характеристика по месту жительства (образец)
Для чего бывает необходима
Характеристика с места работы может потребоваться для решения широкого круга задач. К примеру, это может быть:
- трудоустройство к новому работодателю
- представление документа в суд
- для оформления опекунства
- в учебное заведение и т.д.
Более подробно каждый из возможных вариантов описан ниже по тексту.
В суд по уголовному или другому делу
Характеристика в суд – это документ подготавливаемый работодателем на сотрудника, в отношении которого рассматривается уголовное (или другое) дело в суде.
В полицию
Характеристика с места работы в полицию может потребоваться при наличии следующих обстоятельств:
- работник фигурирует в уголовном или административном деле
- уволенный кадр устраивается на работу в правоохранительные органы
- сотрудник объявлен в розыск или же заключен под стражу
- иные случаи
Для оформления опеки
При оформлении опеки над ребенком одним из обязательных условий выступает представление характеристики с рабочего места на потенциального опекуна.
Как уже было отмечено выше, в этом документе руководство компании в большей степени должно охарактеризовать личностные качества работника (ответственность, бесконфликтность, открытость и т.д.).
При поиске другой работы
Поиск другой работы – одна из наиболее распространенных ситуаций, когда требуется характеристика с прежнего рабочего места. На основании этого документа новый работодатель сможет сформировать свое представление о кандидате на должность.
В институт
Чаще всего характеристика в институт требуется при прохождении студентом преддипломной практики на предприятии. После ее окончания непосредственный начальник стажера должен дать ему подробную характеристику, а именно: отношение к поставленным задачам, проявление инициативы, соблюдение поставленных сроков и т.д.
Для оформления инвалидности
При получении группы инвалидности с общим пакетом бумаг работник должен также представить производственную характеристику с места работы. Этот документ носит нейтральный характер.
Его содержание можно разделить на два основных блока:
- Характер производственной деятельности.
- Условия, при которых работник выполняет свои трудовые задачи.
Если в организации есть медпункт, то в составлении характеристики также принимает участие врач.
Для госслужбы
Характеристика с предыдущего места работы также требуется при трудоустройстве на госслужбу. Данный документ должен давать объективную оценку лицу, желающему устроиться в государственные органы, его личностным и профессиональным качествам.
В военкомат
Характеристика в военкомат с места работы – предоставляется призывником (наемным работником) на рассмотрение призывной комиссии.
Содержание этого документа включает в себя сведения о моральных и профессиональных качествах работника, его отношениях с коллективом, трудовых достижениях.
Вопросы и ответы
При составлении характеристик на работников у работодателей иногда возникают вопросы. Ответы на некоторые из них приведены ниже.
Обязан ли работодатель писать характеристику при увольнении работника
В трудовом праве нет отдельного требования об обязательной выдаче характеристики на работника при увольнении.
Для чего и когда пишутся внутренние характеристики
Такой документ бывает разных видов. Одной из разновидностей являются внутренние характеристики. Основная цель подготовки – оценка деловых и профессиональных качеств конкретного работника.
Внутренняя характеристика может потребоваться в следующих случаях:
- перевод кадра в другой отдел/подразделение
- при повышении работника в должности
Что лучше не писать в документе
Несмотря на то, что общего регламента по написанию такой бумаги не существует, тем не менее, есть отдельные пункты, которые все же не следует включать в ее содержание.
Сюда относится следующее:
- оскорбления в адрес работника и нецензурные выражения
- чрезмерная эмоциональность
- ложные сведения, искажающие реальный образ работника
- упоминание личных взглядов кадра на некоторые политические, экономические и иные общественные явления
- использование разговорной речи (стиль письма должен носить деловой характер)
Таким образом, характеристика с рабочего места это документ, в котором руководство организации дает достоверную оценку своему кадру, в том числе уволенному. Может пригодиться в самых разных случаях, при этом работодатель не имеет право отказать в составлении такой бумаги.
Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация. Первая консультация осуществляется абсолютно бесплатно.