Автор: Юрист сайта Олег Северин
Кто такой финансовый уполномоченный по ОСАГО? В каких ситуациях требуется обращаться к омбудсмену? Как подать заявление на рассмотрение спора? В какие сроки принимаются решения? Чтобы подробнее узнать о новом уполномоченном читайте далее.
Кто это такой, полномочия по закону
С 1 июня 2019 года введен новый порядок рассмотрения споров между страховщиками и страхователями.
В соответствии с нововведениями перед обращением в суд каждый пострадавший обязан соблюсти порядок досудебного урегулирования процесса, который заключается в выполнении следующих действий:
- направление жалобы в страховую компанию с указанием причин несогласия с вынесенным решением и соответствующих доказательств
- получение ответа. На рассмотрение жалоб отводится 20 рабочих дней. Ответ должен быть выдан в письменной форме
- обжалование решения страховщика у финансового уполномоченного
Итак, финансовый уполномоченный или омбудсмен – это специалист, который занимается разрешением споров между страхователем и страховой компанией.
Служба финансового уполномоченного состоит:
- главного омбудсмена
- омбудсменов разных сфер финансовых услуг
Для работы специалистов так же созданы:
- совет уполномоченного
- экспертный совет службы омбудсмена
- служба, занимающая обеспечением деятельности омбудсмена
В соответствии с Федеральным законом №123 в обязанности финансового уполномоченного входят:
- содействие при ведении досудебного урегулирования споров
- вынесений решений по спорам (жалобам, обращениям и так далее) потребителей финансовых услуг, к которым относятся страхователи (владельцы транспортных средств по договорам обязательного автострахования)
- рассмотрение имущественных обращений, имеющих отношение к каким-либо финансовым организациям (если сумма требования не превышает 500 000 рублей)
Сайт финансового уполномоченного ОСАГО
Для обеспечения взаимодействия между потребителями и омбудсменом создан специальный сайт, через который можно:
- получить консультацию по вопросам связанным с получением страхового возмещения по договорам обязательного автострахования
- направить письменное обращение для разрешения спорной ситуации
- отследить процесс рассмотрения жалобы
- ознакомиться с действующим законодательством и правилами составления отдельных документов
В каких ситуациях необходимо обращение
Финансовый уполномоченный вправе рассмотреть вопросы и дать разъяснения по следующим поводам:
- Отказ страховой компании признать ДТП страховым случаем. Следует учитывать, что удовлетворить требования пострадавшей стороны по ОСАГО будет невозможно, если:
- за рулем виновного автомобиля находилось лицо, не указанное в страховом полисе
- срок действия ОСАГО истек
- транспортное средство эксплуатировалось в период, не указанный в полисе
- документы о дорожном происшествии поданы по истечении срока, указанного в страховом договоре
- предоставлены не все документы
- нарушены иные существенные условия заключенного между сторонами страхового договора
- Уменьшение перечня повреждений, полученных автомобилем. Если дорожное происшествие было оформлено европротоколом, в котором указываются полученные повреждения, то получить компенсацию за скрытые поломки достаточно сложно.
- Снижение суммы страховой выплаты.
- Отказ в возмещении утраты товарного вида.
- Задержка в получении компенсации.
- Несогласие с качеством выполненных ремонтных работ.
Образец заявления, порядок подачи
Как обратиться к финансовому уполномоченному по ОСАГО? Допустимо два способа подачи обращений:
- Письменное, путем направления жалобы и прилагаемых к ней документов заказным письмом.
- Электронное, путем заполнения формы обращения на официальном сайте омбудсмена.
Чтобы подать заявку на рассмотрение в электронном виде необходимо:
- зайти на сайт финансового уполномоченного и перейти в раздел «Подать обращение»
- пройти процедуру регистрации нового пользователя, указав в представленной форме необходимые данные
- выбрать основные параметры жалобы (сфера деятельности, финансовая услуга, предмет спора)
- подробно описать проблему. Требуется указать наименование страховой компании, существенные обстоятельства ДТП, причины несогласия с решением потерпевшего со страховой компанией
- приложить копии документов о дорожном происшествии, о признании аварии страховым случаем, о начислении суммы компенсационной выплаты и так далее
Срок рассмотрения и принятия решения
Ответ на поданное обращение может быть направлен:
- по почтовому адресу
- по электронной почте
Способ получения ответа выбирается обратившимся гражданином самостоятельно и указывается при подаче жалобы.
Следует учитывать, что для последующего обращения в суд необходима бумажная копия решения финансового уполномоченного.
В течение 3 рабочих дней службой омбудсмена будет принято решение:
- о рассмотрении жалобы
- об отказе в рассмотрении жалобы
Обращение не может быть принято к рассмотрению, если:
- перед подачей жалобы финансовому уполномоченному не была подана жалоба страховой компании и/или отсутствует ответ страховщика
- предоставлены не все документы для рассмотрения заявки
- суть спора не является компетенцией омбудсмена
- страховая компания не внесена в перечень финансовых организаций, что позволяет обращаться непосредственно в судебные органы
Принятие решения по жалобе производится:
- в течение 15 дней, если обратившееся лицо является одной из сторон действующего страхового договора
- в течение 30 дней, если обратившееся лицо получило право на возмещение ущерба в результате переуступки прав
- 25 и 40 дней соответственно, если для принятия окончательного решения требуется проведение дополнительной технической экспертизы
Претензия к уполномоченному (образец)
Если претензия подается через Почту России, то документ составляется в произвольном порядке. Однако жалоба должна содержать:
- данные потребителя финансовой услуги (ФИО, дата рождения, адрес проживания)
- полное наименование и адрес страховой компании
- реквизиты действующего страхового договора
- описание спора и суть требований
- сведения о направлении жалобы страховщику и причины удовлетворения или отказа
- дату направления обращения
- перечень прилагаемых документов
Взыскивает ли неустойку и штраф по ОСАГО
В полномочия финансового уполномоченного не входит взыскивание со страховой компании таких компенсаций, как неустойка и штраф по договорам обязательного автострахования. Данные вопросы решаются исключительно в судебном порядке.
Как свидетельствует судебная практика, никаких существенных препятствий для взыскания неустойки и штрафа нет. Достаточно подать исковое заявление, к которому приложить решение омбудсмена и документы о начислении страхового возмещения.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как мне бесплатно подать Жалобу на страховую компанию АО Со газ, финансовому уполномоченному
Здравствуйте, Дарина! Обратиться в финансовую страховую с жалобой можно несколькими способами: по номеру телефона бесплатной горячей линии 8 800 333 08 88, через личный кабинет на официальном сайте Согаз. Если не получается достучаться до специалистов и разобраться в вопросе, рекомендуется составить обращение по образцу в статье и направить в Роспотребнадзор или ЦБ.