Автор: Юрист сайта Олег Северин
Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения. Но не все сидящие за рулём двухколёсных транспортных средств знают это. С наступлением тёплых дней и схода снега с асфальта, сотни велосипедистов устремляются на больших скоростях навстречу приключениям.
Где должны ездить
Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам). В возрасте от 7 до 14 лет — по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. В этом возрасте запрещено ездить по велосипедным полосам, проезжей части или обочине.
Водителям велосипедов старше 14 лет разрешается передвигаться:
- По велосипедной или велопешеходной дорожкам, выделенной полосе для велосипедистов.
- По правому краю проезжей части.
- По обочине. (Если нет велосипедной дорожки или выделенной полосы, а также невозможности передвижения по правому краю проезжей части).
- По тротуару или пешеходной дорожке.
По проезжей части
Правилами дорожного движения допускаются несколько исключений:
- ширина велосипеда больше 1 метра
- движение в колоннах
- сопровождение велосипедиста в возрасте до 14 лет или перевозка ребёнка до 7 лет
Надо помнить, что передвижение по проезжей части осуществляется велосипедистом по полосе направления его движения. Ни в коем случае не навстречу движущемуся транспорту, как пешеходы.
На тротуаре
С 2020 года велосипедистам разрешено передвигаться по тротуарам и обочинам, если они не создают помех движению пешеходов. В случае необходимости двигаться пешком, перевозя велосипед.
Вам может быть полезно: Автомобилисту: какой штраф за езду по обочине предусмотрен
Правильное пересечение
Пересечение водителя велосипеда с дорогой, тротуаром, железнодорожными путями или другими преградами регламентируется общими правилами дорожного движения. Если он осуществляет движение рядом с велосипедом, то действуют ПДД для пешеходов. Двигаясь на велосипеде – он должен руководствоваться правилами вождения для велосипедистов.
Перекрёстка
В любой сомнительной ситуации или при большом скоплении автотранспорта, самый простой способ пересечь перекрёсток – перейти пешком по ближайшему пешеходному переходу. Если велосипедист уверен в себе, тогда следуйте следующим ПРАВИЛАМ.
При повороте направо
Необходимо заранее перестроиться в крайний правый ряд. Смещайтесь к середине проезжей полосы. Это делается для того, чтобы не повернуть одновременно с каким-нибудь автомобилем. Такой манёвр опасен, т.к. автомобиль может прижать велосипедиста к обочине.
Особенно, если это будет грузовик с прицепом или автобус. Их лучше пропускать вперёд, так как обзор этих транспортных средств ограничен и они просто могут не заметить двигающийся рядом велосипед.
При повороте налево
Совершать манёвр только уверенным в своих силах велосипедистам. Есть сомнения – идите пешком. Разрешён на дорогах без трамвайных путей и при наличии только одной полосы для движения в этом направлении. Перед поворотом необходимо заранее выехать на середину левого ряда, чтобы не пересечься с автомобилем, планирующим двигаться прямо.
Велосипедист должен пропустить транспорт, движущийся во встречном направлении. Делать это следует на самом перекрёстке, а не перед ним.
Начинайте движение поэтапно:
- За несколько метров до перекрёста показать левой рукой сигнал поворота и медленно передвигаться ближе к середине полосы;
- После сигнала светофора ещё раз показать знак движения налево. Затем аккуратно переместиться ближе к центру перекрёстка и пропустить весь встречный транспорт. Обычно, автомобили смещаются ближе к центру и ждут, велосипедисту рекомендуется смещаться по оси, и оставаться параллельно двигающемуся с вами автомобилем.
- Если помех нет, продолжать двигаться – или перед автомобилем, или на безопасном от него расстоянии. Правилами дорожного движения допускается движение на жёлтый и красный сигнал светофора в случае завершения манёвра. Встречный транспорт обязан вас пропустить. Скорость не снижайте.
При движении прямо
Двигаться прямо допускается из любого ряда в случае отсутствия предписания иного порядка расположения транспортных средств. Если они есть, то необходимо следовать следующим правилам: заранее выехать на середину правого ряда, набрать скорость для того, чтобы автомобиль сзади не смог обогнать велосипедиста при повороте направо.
Иногда можно встретить разметку, предлагающую заранее перестроиться между 1 и 2 рядами. Этого делать ни в коем случае нельзя, на лицо нарушения правил дорожного движения. Проще на время стать пешеходом и перейти дорогу по пешеходному переходу.
При пересечении кругового перекрёстка
При большом скоплении автомобилей (пробка) и в случае неуверенности в своих силах, лучше перечь перекрёсток пешком, по ближайшему пешеходному переходу и продолжить движение на велосипеде. Если перед перекрёстком автомобилистов просят снизить скорость до 20-30 км/ч, то и велосипедист сможет с лёгкостью пересечь его.
Тем, кто хорошо знает ПДД, пересечь такой вид перекрёстка не составит труда. Необходимо двигаться прямо, не перестраиваясь в ближайший выезд. Пропускать тех, кто планирует въезжать в круг, при условии, что это не главная дорога.
Заранее переместитесь на середину полосы, чтобы не стать помехой автомобилю, съезжающему с круга. Выехать можно только из правого внешнего ряда.
Пешеходного перехода
Пересекать переход только пешком, двигая велосипед рядом с собой. Запрещено двигаться на велосипеде по пешеходному переходу, а тем более разворачиваться. Пересекая регулируемый пешеходный переход, действовать согласно сигнала светофора или знака регулировщика.
На нерегулируемом пешеходном переходе велосипедист обязан уступить дорогу пешеходам. Если пешеходы спешат к подошедшему трамваю, то и их велосипедист обязан пропустить.
Обязанности велосипедиста на дороге
У велосипедиста, как у любого водителя транспортных средств, есть обязанности, которым он должен неукоснительно следовать:
- Соблюдать правила дорожного движения.
- Содержать велосипед в исправном состоянии.
- Передвигаться только по правому краю дороги.
- Подавать предупредительные знаки перед тем, как совершить манёвр.
- Передвигать по велосипедной дорожке или социально выделенной полосе.
- Двигаясь группой, ехать в ряд.
Экипировка
Большое внимание необходимо уделить одежде. Зачастую от экипировки водителя двухколёсного транспортного средства зависит его жизнь и здоровье.
Безопасность обеспечат:
- шлем
- велосипедные очки
- респираторы
- защитный костюм (приветствуется яркие краски и светоотражающие элементы)
- наколенники и налокотники
- велосипедные перчатки
- специальная обувь
Обязательно иметь с собой минимальный набор инструментов, шейкер для воды, насос. Этот нехитрый набор позволит чувствовать себя уверенней на трассе.
Знаки для велосипедистов, какие жесты используют
Для велосипедистов действуют запрещающие и предприсывающие знаки. Их необходимо знать, различать и действовать на их основании.
Управляя велосипедом, необходимо знать, как обозначать свои намерения совершать то или иное действие. Разработана система жестов, регулирующая правила поведения велосипедистов на дороге.
Ответственность за нарушение правил, штрафы
На велосипедистов, как и всех участников дорожного движения, рапсространяются утверждённые росийским законодательством нормативные документы.
Предусматриваются меры пресечения нарушений и штрафы:
- За несоблюдение ПДД. Штраф – 800 рублей, если он передвигается на велосипеде, а не везёт его рядом с собой:
- несоблюдение правил передвижения по пешеходному переходу – штраф 800 рублей
- езда по тротуару – штраф 800 рублей. В большинстве городов России нет специальных дорожек или выделенных полос, поэтому сотрудники ГИБДД за передвижение по тротуару привлекают к ответственности велосипедистов редко
- езда в пьяном виде, штраф – 1000-1500 рублей
- нарушение скоростного режима – 20 км/ч, с электродвигателем – до 25 км/ч, штрафов нет
- езда без шлема, штрафов нет
- Создание помех для других участников дорожного движения:
- в случае, если действия велосипедиста спровоцировали помехи для движения автомобилистов – штраф 1000 рублей
- если нарушение правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, штраф от 1000-1500 рублей
Поездка зимой
Ездить на велосипеде можно и зимой. В идеале – сменить резину, но можно и на летней. Главное не совершать резких манёвров. При передвижении соблюдать дистанцию, заранее продумывать маршрут.
Одежда – обычная, только вместо носков одевать тёплые гольфы или длинные носки, подойдут термобельё или гетры. Обращайте внимание на педали. На обуви может остаться снег, сцепление с педалями может ухудшиться, и нога будет соскальзывать.
В зимнее время года лучше использовать велозамок с ключом. При себе иметь хорошо впитывающую тряпочку, чтобы протирать сиденья. Смазывать двухколёсного друга надо часто, осадки плохо влияют на металлические детали велосипеда.
В ночное время
Не рекомендуется передвигать на велосипеде с наступлением темноты или сумерках. В случае выезда в ночное время следуйте следующим советам:
- оснастите велосипед светотехникой – фары, катафоты, светоотражатели и светодиоды
- одежда со светоотражающими элементами, технический жилет
- фонарик, желательно налобный
- выбор безопасного маршрута, передвижение по знакомым безопасным дорогам
- предельная внимательность и осторожность
Соблюдая ПДД позволят велосипедисту осмотрительно действоватьна дорогах. Его отвественность — не только собственная безопасность, но и сохранение жизни и здоровья других участников движения. Быть умным и вежливым — просто, проезжая часть не прощает ошибок.
Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация.